бесплатно для регионов
круглосуточный приём заявок
График работы:
пн-пт 9:00-18:00
г. Белгород, ул. Волчанская, 139

Зубчатые муфты: применения, конструкция, принцип работы

Товар из данной публикации:
Муфты зубчатые SITEX фото
Цена по запросу
Артикул: 10919

Во многих технических устройствах для передачи крутящего момента от одного вращающегося узла другому используются специальные муфты. Их основная функция – служить передаточным звеном в современных приводных механизмах.

К представителем этой группы относится и рассматриваемые в этой статье изделия.

Что это такое?

Зубчатыми называются специальные компенсирующие муфты, состоящие из двух частей, используемых для передачи крутящего момента от одного технического узла другому.

Фото - типовая зубчатая муфта

Фото - типовая зубчатая муфта

Достигается это за счет зацепления внешних зубьев коронки и внутренних венцов полумуфт.

В состав типовой зубчатой муфты входят:

  • Две полумуфты с внешними зубьями.
  • Две обоймы с внутренними зубчатыми венцами.
  • Резиновые уплотнители (сальники).
  • Крепежные болты и отверстие под смазку.

Дополнительная информация: С их помощью удается передавать крутящий момент величиной до 60000 Нм.

Они устанавливаются между валами, диаметр которых составляет от 4-х до 20-ти см, а круговая скорость не превышает 30-ти метров в секунду. Рассматриваемые изделия надежно компенсируют как осевые, так и радиальные /угловые смещения валов (благодаря наличию в них торцевого зазора). Чтобы избежать случайных зацеплений кромок зубьев соседних полумуфт – они имеют бочкообразную форму.

При монтаже зубчатых соединений допускается рассогласование валов в следующих пределах:

  • Радиальное смещение – от 0,2 до 0,6 мм.
  • Осевой зазор – от 1,0 до 8,0 мм.
  • Угловая разница – до 1,5 градуса.

С целью компенсации отклонений при несовпадении осей в конструкции предусмотрено кратковременное скольжение зубьев.

Области применения

Сфера применения этих изделий определяется особенностями конструкции и спецификой их функционирования.

Фото - зубчатая муфта в разрезе

Фото - зубчатая муфта в разрезе

Компенсационные муфты работают в следующих условиях:

  • при несоосности валов, определяемой значением 0,5 градуса;
  • с крутящим моментом, достигающим значительных величин (60000 Нм);
  • с компенсацией отклонений, возможных из-за ошибок монтажа и вследствие износа.

Благодаря перечисленным возможностям и небольшим размерам, эти изделия широко применяются в различных видах транспортных средств, а также в передаточных узлах других механизмов.

Материал изготовления и разновидности

Для изготовления зубчатых муфт используются высокоуглеродистые стали марки 40, 40Х, 45Л или 50, а также пластические материалы повышенной износостойкости (полиамид, в частности).

В процессе производства применяются хорошо известные технологии (ковка или литье). Второй способ выбирается при изготовлении изделий диаметром 15 см и более.

В качестве примера рассмотрим муфту зубчатую марки "SITEX", в состав которой входят две полумуфты, изготовленные в виде металлических ступиц с венцами, и соединительное кольцо-демпфер.

Последнее сделано на основе полиамида и представляет собой втулку особой конструкции с внутренними шлицами. Посредством этого элемента кольцо сцепляется со ступицами муфты.

Основной параметр, определяющий качество рассматриваемого изделия – стойкость зубьев муфт и полумуфт к износу. Для повышения этого показателя зубчатые элементы в процессе изготовления повергаются термической обработке. После завершения этой процедуры они приобретают твердость, оцениваемую по шкале Роквелла значениями 45 и выше. Для корпуса (обоймы) самого изделия этот показатель составляет 40 единиц и более. У муфт с низкой скоростью вращения твердость зубьев не превышает 35.

Муфтовые соединения зубчатого типа классифицируются по размеру диаметра вала, а также по передаваемому ими крутящему моменту. Указанные параметры регламентируются действующими на территории России стандартами. Рассматриваемые механизмы также различаются по конструкции (с разъемной/неразъемной обоймой или с промежуточным валом) и по своему исполнению. Согласно последнему признаку они делятся на изделия с цилиндрическими и с коническими отверстиями.

Принцип работы

Для понимания принципа передачи крутящего момента от одного узла другому потребуется рассмотреть функционирование отдельных элементов конструкции.

Фото - муфта установлена на рабочем валу (в разрезе)

Фото - муфта установлена на рабочем валу (в разрезе)

Оно может быть представлено последовательностью следующих действий:

  • Сначала выходной вал рабочего агрегата приводит во вращение зубчатый венец первой полумуфты.
  • Затем вращающий момент передается на внутренние зубья одной из половин разъемной обоймы.
  • Через жесткое соединения он передается далее на внутренние зубья второй половины конструкции.

В результате этого крутящий момент приводит во вращение венец с зубцами второй полумуфты и вал приемного агрегата.

Возможные неисправности и их причины

К числу характерных неисправностей зубчатых муфт компенсирующего типа относят:

  • Проворачивание приводного узла во время пуска.
  • Появление визуально различимых трещин на корпусе изделия.
  • Поломка соединительных (крепежных) болтов.
  • Вытекание из муфты смазки.
  • Ее перегрев.

Обратите внимание: Температура корпуса муфт в нормальном состоянии не должна превышать 40 градусов.

Поломки и полный выход из строя муфтового соединения возможны по целому ряду причин. Основные из них приведены в перечне, представленном ниже. Это:

  • нарушение правил и рекомендаций по монтажу передаточного узла;
  • несоблюдение инструкции по их эксплуатации;
  • частичный или полный износ зубьев.

При наличии хотя бы одной из перечисленных ранее неисправностей рекомендуется полностью заменить муфту новой деталью.

Автор статьи
Фото менеджера Бондарева Лаура
Бондарева Лаура
По вопросам скидок, объемов, доставки и др. звоните: +7 (499) 34 66 449 доб. 10 или пишите: info.gesla@yandex.ru
Дата публикации: 18 октября 2021
Прочитано: 4 508